Старт ап нация. Интервью с серийным стартапистом

 

Знакомьтесь: Володя Воронель, 65 лет, проживает в г. Гиватаеме.

Приехал из России в 1973г. На протяжении лет был бизнес директором более 20 старт-ап компаний в Израиле.

Уверен, что его большой экзит ещё впереди.

-Как Вы начали работать в руководстве старт-апов?

-Когда началсь волна репатриации в Израиль из стран СНГ в 90-е годы, приехало много русскоязычных учёных. Я к тому времени был уже “старожилом” в Израиле и мне были понятны нужды учёных с одной стороны и требования израильских служб с другой. Сегодня старт-апы, в которых я работаю не связаны с учёными из стран СНГ.

-В чём причина того, что старт ап прекращает свою деятельность?

-Чаще всего это недостаток средств. Это главная нужда любого технологического старт-апа.   Для того, чтобы развить новую технологию от идеи до конечного продукта, сегодня необходимо несколько лет напряжённой работы всей команды, оборудование, регистрация и охрана патента ( в Израиле регистрируют только международные патенты, т.к. израильский рынок очень мал), помещение и т.д. Это значит, что иногда хорошие и много обещающие идеи не развиваются из-за недостатка средств. Технологическому старт-апу (не в области медицины, где необходимо намного больше времени) в среднем необходимо 3-5 лет для разработки продукта и финансирование не менее 7-10 млн долларов. В государственной технологической теплице компания может получить до 600.000 долларов. Если не получается мобилизовать недостающие средства в частных венчурных фондах, то старт ап прекращает своё существование.

-Это значит, что когда Вы начинаете руководить старт-ап компанией, то Вы заранее понимаете, что обрекаете себя на очень интенсивную, нервную, полную напряжённых поисков, ожиданий и разочарований работу, которая может и часто заканчивается поражением. Что же Вас двигает всё-таки заниматься этой работой высокой степени риска?

-Это как новая любовь. Я каждый раз влюбляюсь в идею и очень хочу её продвинуть. Я искренне верю, что могу улучшить мир. Вот например сейчас я руковожу старт –апом, который разрабатывает технологию переработки пластикового мусора в электроэнергию, при этим экологически чистым и легко доступным способом, который с лёгкостью может быть применим любым муниципалитетом или организацией местной власти. Проблемы переработки отходов являются одной из самых острых во всём мире. Многие страны, такие, как Индия и Китай, выделили специальный фонды для внедрения инновационных технологий в этой области.Мы   разрабатываем идею, которая родилась у учёных Иерусалимского университета и была коммерциализированна в нашу компанию.

-Несмотря на многообещающую тему и инновационную технологию, и у этого старт-апа есть риски провалиться. Как Вы относитесь к поражению?

-Толерантность к поражению является одним из характерных качеств израильского образования и креативной атмосферы старт-апов. Только часть старт-апов успешны ( в Израиле намного   больше, чем в других странах, но и у нас только 25-30% из компаний доходят до степени готового продукта). У меня сейчас есть большой многолетний опыт работы с инвесторами, бизнес-ангелами, маркетологами, фондами различных стран и многими другими. Этот опыт- моё вознаграждение за годы напряжённой работы.   Этого опыта бы не было, если бы я не был готов рисковать. Если ты приложил все силы и не сумел достичь результата, это никак не значит, что ты не успешен. Это лишь значит, что внешняя среда ещё возможно не готова к твоей идее. Несмотря на многочисленные разочарования, кризисы, сложные ситуации, нередко упадки сил, я традиционно оптимист и уверен, что мой большой экзит ещё впереди.