Железная нога, золотые руки: инвалид ЦАХАЛа создает коляски для олимпийских побед

 

Дорон Ширази потерял ногу в бою, но не отчаялся. Он сам стал олимпийцем и делает уникальные приспособления для спортсменов-колясочников

53-летний житель Рамат-Гана Дорон Ширази знает, что такое боль. Он лишился ноги в бою во время службы в армии. Затем потерял любимую жену и остался вдовцом с двумя детьми. Однако он никогда не падал духом. Дорон – выдающийся спортсмен, член паралимпийской сборной Израиля, а также обладатель уникальной профессии. Он собирает коляски для спортсменов-инвалидов. Интервью с этим удивительным человек публикует израильский сайт calcalist.

– Дорон, в чем разница между обычной коляской и спортивной?

– От обычной коляски требуется прежде всего устойчивость. Она должна преодолевать все препятствия на своем пути – идет ли речь о выщербленном асфальте или травяном покрытии. Но если человек в инвалидной коляске играет, скажем, в баскетбол, то передвигаться ему приходится по гладкому паркету. В этом случае важна скорость передвижения. Кроме того, задние колеса должны быть установлены под определенным наклоном, чтобы обеспечить свободу маневра.

Большую часть моей работы составляет сборка колясок для баскетболистов. Спереди и сзади я устанавливаю дугообразную деталь, защищающую игрока при фронтальном столкновении. Она выполняет роль автомобильного бампера. В таких видах спорта, как теннис, где отсутствует физический контакт между соперниками, нет необходимости в подобном “бампере”. Во время баскетбольного матча игроки постоянно вступают в физический контакт, что требует максимального соблюдения безопасности. Есть четкий регламент, касающийся диаметра колес, их расположения.

 В Израиле появится кресло, ставящее парализованных на ноги

– А от чего зависит форма коляски? От роли игрока в команде, например, – зависит?

– Ну, вообще-то роль игрока зависит от особенностей заболевания и группы инвалидности. Исходя из этого, я собираю коляску для каждого конкретного игрока. При тяжелой инвалидности коляска будет с низкой посадкой – для особой устойчивости. Понадобятся также дополнительные защитные детали. Такие игроки обычно выполняют роли, не предполагающие физического контакта с другими баскетболистами. Наиболее сложные функции в игре закреплены за игроками с менее тяжелой инвалидностью.

– Для каких видов спорта, кроме баскетбола и тенниса, вы собираете коляски?

– Среди паралимпийских видов спорта весьма популярен бадминтон. В этом случае можно использовать стандартные инвалидные коляски, поскольку большая часть движений не требует сложного маневрирования. Однако есть нюансы: бадминтонисты в ходе игры постоянно откидываются назад, чтобы отбить удар мячика. Поэтому сиденье коляски должно быть низким, а спинка гибкой. Желательно также прикрутить сзади два дополнительных колеса небольшого размера, чтобы предотвратить возможное падение.

Мы также собираем коляски для регбистов, которые, как и баскетболисты, играют на гладком паркете. Но если баскетбольные правила запрещают физический контакт между спортсменами, то в регби все наоборот. Цель игрока – прямое столкновение с противником, которое может закончиться падением. Регби – довольно брутальный вид спорта. Поэтому коляски для регбистов напоминают бронированные автомобили с большим количеством защитных механизмов.

Есть также коляски для спортивных танцев. В этом случае необходимо устанавливать колеса под не слишком сильным наклоном. Во время танца партнеры должны иметь возможно максимально сближаться друг с другом. Иначе невозможно выполнять различные пируэты. Часто такие коляски снабжены небольшой ступенькой, на которую может подниматься партнер. Эстетический вид коляски также важен для танцоров, поэтому мы обычно красим ее в благородный черный цвет.– Сколько стоит спортивная коляска?

– 18.000-21.000 шекелей. Это зависит от  вида спорта и дополнительных деталей.

– Вы собираете инвалидные коляски для спортсменов. При этом вы сами занимаетесь спортом, опираясь на протез. Расскажите про ваше ранение.

– Как вы начали заниматься спортом?

– Еще в реабилитационный период мне посоветовали играть в паралимпийский баскетбол. Вернувшись домой, в мошав Нога, я присоединился к команде Кирьят-Гата. Позднее я стал играть в Тель-Авиве. Вначале мне это напоминало аттракционы в луна-парке. Было просто здорово.

Параллельно все эти годы я занимался пулевой стрельбой. Я увлекался стрелковым спортом еще в школе, в армии был снайпером. Всего через 2 года после ранения я поехал на свои первые международные сореванования, а в 1992 году принял участие в Паралимпийских играх в Барселоне. В 1996 году в Атланте я побил два личных рекорда и завоевал 2 серебряные медали. Всего в моем активе 8 медалей Паралимпийских игр.

Я участвовал в восьми Паралимпиадах и активно готовлюсь сейчас к олимпиаде в Токио. Я также несколько раз становился чемпионом Европы и мира.

Постепенно я отказался от баскетбола, сосредоточившись на стрельбе.

– А как вы стали мастером по спортивным коляскам?

Я принимал товар из-за границы и должен был привести каждую коляску в соответствие со специфическими запросами клиента. После нескольких лет такой работы я решил собрать коляску для себя.

Я был быстрым игроком и чувствовал, что моя коляска ограничивает скорость моей игры. 30 лет назад инвалидные коляски были гораздо примитивнее, чем сегодня. У меня возникла идея внести ряд изменений в стандартную конструкцию. Это не понравилось моему работодателю, поскольку на определенном этапе ко мне стали обращаться заказчики. Мне был предъявлен ультиматум: либо перестать заниматься индивидуальной сборкой, либо уйти из фирмы. Я решил уйти и открыть свой бизнес.

– У вас были какие-то технические знания в этой области?

– У меня всегда были хорошие руки. Еще в детстве я сам чинил велосипеды. Мне не посчастливилось изучать инженерное дело, я до всего дошел своим собственным умом. Все схемы и чертежи я держу в голове. К счастью, у меня были хорошие друзья, которые многому меня научили. Так, например, сварке меня обучил приятель, профессиональный сварщик, работавший в авиационной промышленности.

В повседневной жизни я не чувствую себя в чем-то ограниченным. Я нормально передвигаюсь, вожу машину, даже езжу на мотоцикле. Не ощущаю себя инвалидом. Мне повезло, я почти не страдаю от фантомных болей. Иногда меня спрашивают, не искалечило ли ранение мою жизнь. Вы знаете, в чем-то оно даже спасло меня. Благодаря ему я обрел любимое дело, сделал спортивную карьеру и познакомился с замечательными, мужественными людьми.